Риски при использовании незарегистрированного товарного знака

Товарный знак или знак обслуживания служит своеобразной визитной карточкой, символом определенного производителя и гарантией качества. Этот вид интеллектуальной собственности выполняет и другую функцию – обеспечивает своего владельца исключительными правами, которые важны в борьбе против недобросовестных пользователей товарного знакаПоэтому регистрация торгового знака является особенно актуальной проблемой.

Необходимым условием регистрации товарного знака является его новизна, тождественные или сходные до степени смешения товарные знаки, станут препятствием для регистрации прав. Законодательством признаётся исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак, ведь без регистрации любое заинтересованное лицо может воспользоваться вашим товарным знаком. Чтобы получить свидетельство на указанный объект и установить режим правовой охраны, нужно подать заявку в Роспатент.

Незарегистрированный товарный знак можно использовать – это не запрещено. Однако, другая компания или индивидуальный предприниматель могут зарегистрировать используемое коммерческое обозначение и предъявить свои имущественные права на этот вид интеллектуальной собственности. По решению суда придется оплачивать штрафы, судебные издержки, компенсации, связанные с незаконным использованием товарного знака. Исходя из этих причин, регистрировать фирменное наименованиекоммерческое обозначение в качестве товарного знака необходимо на самом начальном этапе развития бизнеса.

В случае если вы обладаете уникальным товарным знаком, но   не зарегистрировали его, возможно защитить свои права на товарный знак в судебном порядке. Так, ИП  являлся обладателем исключительного права на товарный знак "АСКО" по свидетельству от  26.07.2013, узнав об использовании своего товарного знака, обратился с иском к ООО "АСКО"  о запрете совершать любые действия по использованию товарного знака без согласия правообладателя и взыскании 500 000 рублей компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак. При исследовании доказательств выяснилось, что обозначение "АСКО", используемое ответчиком с 2009 года для индивидуализации своего предприятия посредством его размещения непосредственно на рекламных материалах, распространяемых среди оптовых покупателей, а также на своем сайте, приобрело узнаваемость (известность) на определенной территории. Совокупность установленных фактов позволила суду сделать вывод о наличии у общества исключительного права на коммерческое обозначение "АСКО" по смыслу статьи 1538 ГК РФ, а также о том, что на основании пункта 6 статьи 1252 ГК РФ исключительное право предпринимателя на товарный знак не нарушено, так как право общества на коммерческое обозначение возникло ранее (2009 год) права предпринимателя на товарный знак (2013 год) (постановление  от 28 апреля 2018 г. по делу N А56-58258/2016).

Если при подачи заявки на товарный знак выяснилось, что данный товарный знак  тождественен или сходный до степени смешения с товарным знаком, который был зарегистрирован ранее, Роспатент осуществит регистрацию вашего товарного знака с согласия правообладателя при условии, что такая регистрация не может явиться причиной введения в заблуждение потребителя. Согласие не может быть отозвано правообладателем в силу пп. 1,2 п.6 ст. 1483 ГК РФ (решение от 12 марта 2020 г. по делу N СИП-886/2019).

Незаконное использование чужого товарного знака влечет за собой гражданскую ответственность по ст. 1515 ГК РФ, административную ответственность по ст. 14.10 КоАП РФ, вплоть до привлечения к уголовной ответственности по ст. 180 УК РФ, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб.

Преимуществами регистрации товарного знака являются следующие моменты:

- обеспечение защиты бренда в нужных классах товаров и услуг (продуктов) от конкуренции;

- повышение привлекательности бизнеса в глазах инвесторов;

- сокращение возможных расходов на судебные издержки, возмещение ущерба, новую рекламную кампанию, изменение товарного знака компании и доменного имени официального сайта организации;

- презумпция права собственности и возможность возмещения финансового ущерба в результате нарушения исключительных прав на зарегистрированный товарный знак.

Каждый год в РФ регистрируется 40-50 тысяч новых товарных знаков, из них около 80% процентов получают охрану по национальной системе регистрации, а остальные - по международной.

Очевидно, что материальные и моральные потери, связанные с использованием незарегистрированного товарного знака, могут оказаться несоизмеримо большими, чем расходы по его регистрации в установленном законном порядке. 

вверх