Планируемые изменения в части одобрения крупных сделок и сделок, в отношении которых имеется заинтересованность

14 мая 2019 года депутаты Госдумы в первом чтении приняли законопроект о процедуре одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Госдума одобрила законопроект о включении новых норм корпоративного права в федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью», уточняющие процедуру одобрения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Субъектом законодательной инициативы в данном случае выступило Правительство России.

Указанные изменения не являются кардинальными, а скорее закрепляют подходы, выработанные судебной практикой, вносят уточнения в уже законодательно-установленный порядок, тем не менее, могут быть оценены как весьма полезные, поскольку позволяют снять ряд вопросов, связанных с неоднозначным толкованием норм корпоративного права.

Напомним, что Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 343-ФЗ уже вносились изменения, касаемые новых правил одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью, в Законы от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственность».

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ установлена обязанность лиц, указанных в п. 1 ст. 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», извещать о своей заинтересованности в таких сделках общество, которое в свою очередь обязано информировать незаинтересованных участников о совершении сделок с заинтересованностью, что рассматривается в качестве юридически значимых сообщений, являющихся частью института решения собрания, предусмотренного гл. 9.1 ГК РФ.

Более того, в целях устранения формального подхода к определению круга заинтересованных в сделке лиц, в Законы № 208-ФЗ и № 14-ФЗ внесены положения, согласно которым для целей определения заинтересованности в совершении сделки используются понятия «контролирующее лицо» и «подконтрольное лицо».

Что предусматривает новый законопроект?

Проект федерального закона (№ 551219-7) о внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», был разработан и предложен Правительством РФ во исполнение так называемой «дорожной карты» по совершенствованию корпоративного управления и плана по трансформации делового климата. Дано пояснение, что данная законодательная инициатива разработана также в соответствии с нормами договора о Евразийском экономическом союзе от 20.05.2014 года, а также с другим международным законодательством.

В пояснительной записке к законопроекту было отмечено, что в части определения заинтересованности действующие редакции законов содержат определенные риски применения соответствующих норм в связи с возможностью их двойного толкования. Так, на практике возможен вывод, что подконтрольное лицо заинтересованного в сделке лица может быть признано заинтересованным в соответствующей сделке только в случае, если оно прямо или косвенно может распоряжаться более чем 50% голосов в высшем органе управления, а в случае, если процент голосов составляет менее 50%, заинтересованность не усматривается.

Цель внедрения норм, предлагаемых новым законопроектом, – это модернизация процессов одобрения сделок. Законопроектом предусмотрены положения, уточняющие, что голоса лица, заинтересованного в совершении обществом сделки, а также голоса подконтрольных ему лиц не учитываются при голосовании по вопросу одобрения соответствующей сделки. То есть, для того, чтобы не было неопределенности в законодательных формулировках, предлагается закрепить следующее положение:

При голосовании, касающемся одобрения сделок, не нужно включать голоса:

  • субъекта, заинтересованного в этом действии;
  • субъектов, подконтрольных такому лицу.

Данные новеллы планируется внести в ст. 83 Закона об АО и ст. 45 Закона об ООО.

В рамках рассмотрения указанной законодательной инициативы было отмечено, что Верховный Суд Российской Федерации уже дал разъяснение по данному вопросу, и предлагаемые нормы приводятся в соответствие с решением Верховного Суда.

Депутаты Госдумы также полагают, что правовую коллизию, о которой говорилось в пояснительной записке к законопроекту, действительно можно попытаться разрешить в обозначенном русле путем внесения новых норм корпоративного права.

Как было отмечено на заседании № 209 от 14.05.2019г. - подход, который представлен представителем правительства при внесении законопроекта, обоснован, но есть и моменты, которые после углублённого анализа всё-таки заставляют задуматься.

Так, М.Е. Бугера, отметил: «Действительно, юридические лица могут быть подконтрольны акционерам, участникам общества, и через них действительно можно проталкивать сделки, которые выгодны кому-то одному из них в ущерб другим, поэтому распространить на них действие вот тех положений, тех ограничений, о которых говорилось, разумно, но есть одна опасность. По сути дела, отсутствует механизм, как определять вот эту самую подконтрольность, ведь заинтересованные лица, которые вроде бы сами должны сообщать о своей заинтересованности, не всегда это делают. А существует ведь масса форм, через которые то или иное лицо может установить свой контроль над юридическими лицами и тем самым влиять на решения, которые принимаются обществом.». Депутаты Госдумы отметили, что необходимо более внимательно проанализировать возможность усовершенствования такого механизма, чтобы общество могло без особых затрат определять весь круг юридических лиц, которые могут через различные формы аффилированности влиять на сделки.

Таким образом, Правительством предлагается исключать из числа голосующих за одобрение сделки компании, которые подконтрольны заинтересованным в сделке лицам.

Стоит особо отметить, что данное изменение никак не затрагивает сам механизм принятия решения и одобрения крупных сделок.

По итогам рассмотрения в первом чтении запланировано внесение поправок к законопроекту №551219-7, они должны быть представлены к 12 июня 2019 года.

вверх